|
Транспондерная технология: «Ой, он и
нас сосчитал!»
Для
слова transponder в словаре по радиоэлектронике существует перевод: «ответчик».
Без устройств, автоматически посылающих уникальный идентификатор в ответ на
автоматический запрос, уже давненько не могут обойтись в различных областях
радиоэлектроники. Отказы транспондерных систем могут привести к непредсказуемым
последствиям. Например, самолеты американских ВВС оборудованы «ответчиками»,
послушно посылающими свои идентификаторы в ответ на автоматические кодированные
«намеки», посылаемые РЛС ПВО и других структур, использующих радиолокацию.
Интересно, что происходит, когда такой «ответчик» неисправен? Разумеется,
прежде чем произойдет что-то кардинальное, в дело вступят другие системы
распознавания и идентификации, но все-таки интересно же!

Метка-транспондер
(технология TIRIS) в стеклянной капсуле. Увеличение в 2,5 раза
У
нас под названием «транспондер» ныне понимаются те же бесконтактные «ответчики»
в автомобильных иммобилайзерах, изготовленные по технологии TIRIS: Texas
Instruments Registration and Identification System - система регистрации и
идентификации корпорации Texas Instruments. Именно эта корпорация в 1991 году
первой (из крупных) всерьез занялась технологией низкочастотной идентификации.
Транспондеры TIRIS могут быть выполнены как по технологии ROM (код изменить
нельзя), так и EPROM (т.е. код можно перепрограммировать). Перепрограммирование
производится воздействием строго заданного магнитного поля - изменить или
случайно стереть код произвольным полем нельзя. ROM-транспондеры
(ПЗУ-транспондеры) используются значительно чаще - они меньше, проще и дешевле.
А функции запоминания и стирания кодов переданы считывателям. Отличительная
особенность современных транспондерных меток, изготовленных по этой технологии
- отсутствие необходимости в источнике питания, если не требуется значительно
увеличить дальность действия.
Пример
- транспондерный динамический иммобилайзер Black Bug. Рамочная
приемо-передающая антенна считывающего устройства обеспечивает работу
«фирменного» транспондера в виде карточки, в которой отсутствует источник
питания - вместо него в карточку встроен конденсатор, заряжаемый энергией
запроса от антенны и отдающий свой заряд для посылки ответа, содержащего, кроме
данных протокола обмена, уникальный идентификатор, записанный в микрочип
транспондера. В настоящее время транспондерные иммобилайзеры Saturn Green Bux, Motorola
Car Guard, Pearson Carbon, CEL Protector, Clifford Virtual Key, Mister X,
Mongoose и другие прочно вошли в ассортимент установщиков охранных систем. В
качестве других применений транспондеров можно назвать системы доступа для
банковских служащих в Израиле, контроль отпуска топлива на заправках США,
контроль прохождения трассы марафона в Турине в 1995 году (транспондеры были
встроены в кроссовки всех участников)...

Иммобилайзеры Green
Bux В и С: антенны считывателей; центральныe блоки; транспондеры
|
И
все же в области применения транспондеров не только мы - весь мир пока отстает
от Кевина Уорвика - профессора
кибернетики университета г. Ридинг (Великобритания). Этот человек с помощью
небольшой хирургической операции вшил транспондер себе под кожу - в передней
части бицепса у локтевого сустава. Теперь любая вещь, включаемая с помощью электричества
и оборудованная считывателем транспондера, включается только в присутствии
Кевина - от света в чулане до доступа к персональному компьютеру. Больше всех
довольна его секретарша - считыватели установлены во всех дверных проемах и
соединены с ее компьютером, в котором имеется план дома. Так что она всегда
знает, в каком помещении находится профессор.
Разумеется,
это всего лишь эксперимент, но подумайте, какие перспективы он сулит! Начнем с
нашей сферы. Как известно, частота и уровень сигнала транспондерной метки
иммобилайзера относительно безвредны - иначе «Геолинк» не получил бы
медицинских сертификатов на свою продукцию. Единственное противопоказание к
использованию такой карточки - вживленный кардиостимулятор. Соответствующим
образом должно обстоять дело и с транспондером, вживленным в мягкие ткани руки
или какие-нибудь еще более мягкие. С медицинской точки зрения это даже лучше -
излучение не пронизывает никаких внутренних органов, не говоря о головном мозге.
Таким образом, проблему угона или захвата автомобиля с помощью транспондера
можно решить раз и навсегда, причем двояким способом.
Первый
носит «персональный» характер и уже применяется в иммобилайзерах. Вся разница в
том, что любой брелок или карточку можно найти (все равно уже все чаще начисто
обыскивают, прежде чем выбросить хозяина из машины) - любой, кроме спрятанного
в теле автовладельца. Капсула транспондера, вшитая Кевином Уорвиком, напоминает
по форме пилюльку «Колдрекса», но чуть длиннее - около 2 см . В британских
охранных системах Datatag (см. «Мастер 12 Вольт» N 6/97) используются
транспондерные метки размером с рисовое зерно. В этом объеме умещаются микрочип
с приемо-передатчиком, антенна, конденсатор. Найти такой транспондер в теле
человека практически невозможно.
Второй
способ (назовем его «тотальным») уже начал осуществляться в той же системе
Datatag, основной принцип которой заключается в том, что все более или менее
важные части автомобиля снабжаются транспондерами, опознаваемыми специальными
считывателями. Цена типичной конфигурации - 190 долларов. Система простая:
машина угнана - по заявлению владельца коды транспондеров поступают в
компьютерный банк краденых машин и деталей. Здесь и разборка машины не
помогает, как и в случае «Литэкса». Удалить («переставить») транспондер
невозможно - при демонтаже он ломается. Но вот чего не может ни «Литэкс», ни
(пока что) Datatag - это засечь на ходу, а то и остановить угнанную машину.
Представьте
ситуацию: вы «зашиповали» резину шипами с транспондерами с соответствующей
регистрацией. На выезде из города (там, где гаишники любят перегораживать
трассу, оставляя узенький проезд) под асфальтом проложена рамочная или
ферритовая антенна. Сообщая в милицию номер угнанной (не дай бог, конечно!)
машины, вы тем самым сообщаете коды транспондеров (они уже в компьютерной
системе ГИБДД - соотнесены с госномером и автоматически передаются в единую
память, связанную с процессорами считывателей). После занесения кодов в разряд
«угнанных» антенны считывателей, которые можно устанавливать где угодно,
принимают эти коды, процессор их распознает и включает тревогу. А можно и
покруче - не тревогу, а шлагбаум или даже автоматический «дикобраз» (тогда
«лежащие» на асфальте шипы встанут торчком).
Разумеется,
мы вообразили не оптимальный случай. Транспондер может быть встроен в любую
часть автомобиля еще до продажи, для монтажа антенны можно использовать любую
арку, рекламный щит, светофор, столб и т.п. - с увеличением размеров
транспондера и антенны растет и дальность действия. В «практичном» исполнении
транспондера и считывателя она уже сейчас может достигать нескольких метров.
Единственное ограничение - обмен данными происходит хоть и быстро, но не
мгновенно - для этого требуется около 120 миллисекунд. За это время машина, идущая
со скоростью 60 км/час, переместится на 2 метра.
В
принципе это допустимо для достаточно мощных транспондеров. Если нет, можно
сконструировать «цепочки» антенн. При наличии достаточного количества
считывателей такая система с успехом заменила бы КОРЗ ГАИ и другие системы
поиска автомобилей, которые используют постоянно или периодически (не по
запросу) передаваемый радиосигнал - одно это является недостатком по сравнению
с системой транспондеров, которым не требуется питание, хотя для увеличения
дальности, повторяем, можно также использовать собственный источник питания
«метки», а не конденсатор.
Но
для России это пока что мечты. У нас любой проект, требующий капиталовложений и
не сулящий прибыли государственным органам, чаще всего обречен. А какая прибыль
государству с того, что вам вернут вашу машину? Другое дело - техосмотр. Прошел
- плати и получай соответствующий транспондер. Не прошел - шлагбаум. На
инструментальный контроль - отдельный. На катализатор, аптечку, огнетушитель -
отдельный. А скорость? Два считывателя через 50 метров , оба сигнала в
компьютер, V = S/t - и дело в шляпе (в фуражке). Вот это у нас пошло бы. А уж к
этому паровозу можно было бы прицепить и борьбу с угонами, и платные стоянки, и
что угодно...
Или
вот взять того же Кевина Уорвика. Человек пострадал за науку (хоть и не сильно
- операция пустяковая, да и носил транспондер он всего месяц - эксперимент
ведь), зато разработал концепцию «дружественной среды» - пока что в пределах
собственного дома или, скажем, офиса. Теперь мечтают о том, чтобы заменить
кодом транспондера так называемый PIN - персональный идентификационный номер,
который вводят, например, в банкомат для получения денег со счета.
Подглядеть
или выпытать такой код невозможно. Сам Кевин предлагает «зашить» тех преступников,
которые свое отбарабанили, но имеют ограничения в перемещениях - либо сидят под
домашним арестом, либо надо регулярно где-то отмечаться, либо куда-то вообще не
соваться - например, однажды осужденному педофилу запрещено появляться в местах
скопления детей. Сейчас «у них» для такого контроля уже применяются специальные
несъемные браслеты транспондерного типа, правда, с источником питания. Так вот,
по Уорвику, из соображений гуманизма (чтобы мальчишки не смеялись и гордость не
страдала) эти «метки» надо скрыть путем вшивания! Тут одна забота: не допустить
формирования «черного рынка» удаления вшитых транспондеров. Делать их по
принципу Datatag'овских - чтобы ломались при удалении - нельзя, все-таки
человеческое тело. Впрочем, биотехнология, биокибернетика - давно уже не просто
модные словечки. Уже сейчас существует возможность создания устройств,
управляемых биоэлектрическими импульсами человека, - например, биопротезов.
А
импульсы эти уникальны, как папиллярные узоры. Так что можно будет избежать
жутких сцен насильственного отделения транспондера от «хозяина» - без биотоков,
характерных для данного человека, притом живого, невредимого и спокойного,
транспондер не пошлет нужный ответ. Останется только с помощью рекламных
роликов вбить это в голову всем «отморозкам».
И
разумеется, главный плюс во многих «биологических» применениях транспондеров -
не надо батарейки менять. Так что милые фантазеры из Голливуда тоже могут взять
на вооружение транспондерную технологию. А то показывают разные устройства
человеческого самоподрыва при побеге из тюрьмы (как в фильме «No Escape» и еще
каких-то) - зачем такие сложности? Ошейники какие-то, опять антенны, батарейки,
засорение радиоэфира. Каждому вшить «по заслугам» разную степень свободы -
одному можно только в камере находиться, другому - еще и в столовой, мастерской
и т.п. Сотня считывателей внутри, сотня по периметру - и порядок обеспечен, и
взрывать никого не надо, разве что для киношного драматизма.
В
общем, для обеспечения личной свободы или несвободы транспондер - вещь
незаменимая. Тем же из нас, кто пожил в этой стране достаточно долго, наверняка
придет в голову мысль о возможной тотальной транспондеризации населения еще в
роддоме... Особенно впечатляющие перспективы открывает применение памяти СППЗУ
(перепрограммируемой). Ф.И.О., г. р., м. р., VIN (простите, PIN). Растет
человек - меняется код. Пошел в школу - изменился разряд кода. Прописался -
пожалуйте под магнит. На работу устроился - сначала проверяем, потом
подправляем код. «Подвенечное платье» превращается в «подмагнитное».
Судимость
- под магнит! В Шереметьево-2 подался - проверим, рамка уже есть
(металлоискатель), только чуть модифицировать надо. Далее со всеми
остановками... Зато от какой уймы справок и удостоверений можно избавиться -
был бы код подлиннее! А уж какую часть считывать - зависит от места, куда
пришел. Хотя и длинных кодов не нужно - этими транспондерами можно человека
нафаршировать, как перец рисом. В отделе кадров считывают с руки, в милиции - с
ноги, пришел диплом получать - подставляй голову, налоги платить - ...гм, в
общем, наоборот.
Однако
мы увлеклись. Вернемся к реальности. Реальность для нас - это автомобильные
транспондерные охранные системы типа Black Bug Super (скажем, для некоторых из
нас, с учетом цены) и иммобилайзеры типа Green Bux - цена на «Горбушке» около
67 долларов. Классный механический дверной замок стоит дороже. Ключ от такого
замка продрал карман моему приятелю-установщику - слишком тяжелый и неудобный.
Жена зашила карман, но он снова порвался, и ключ был «посеян», да еще
неподалеку от дома. Взял он этот «Грин Бакс» с рамочной антенной (модификация
«С»), влепил ее под обивку металлической двери (снаружи, разумеется),
изолировал от металла. Поставил электрический замок, «выполнил необходимые
соединения» с несложной модификацией (12-вольтовый блочок питания, реле).
«Микрик» не поленился провести к двери подъезда, второй в параллель установил
под той же обивкой - они играют роль замыкателей цепи зажигания.
Как
известно, антенна Green Bux посылает запросы в течение минуты после включения
зажигания. Поскольку Володя живет на первом этаже, этой минуты ему хватает,
чтобы подойти к двери. Брелочек он повесил на шею рядом с крестиком. Подходит к
двери - щелк! - открылась. Кнопку Valet приспособил в дверной звонок. Хочешь -
просто звони, а если надо (брелок забыл или кто «свой» пришел без брелока),
вызванивай персональный код - для того и скрытый в обивке микропереключатель. В
двери изнутри - геркон, как в стационарных охранных системах. Вошел, дверь
прикрыл - «зажигание» выключилось, через пять секунд замок заперт. Походил так,
понравилось. Только брелок поменял на карточку, чтобы обивку не «целовать». Ну
раз такое дело, откопал на работе разукомплектованный «Грин Бакс» без карточки,
поставил в машину - все равно карточку таскает. Потом как-то свет в прихожей
подцепил к этой системе, которая у входной двери. Теперь еще что-то колдует.
Слабо?
|
|