Дистанционные охранные
устройства автомобиля ИК диапазона
В данном разделе рассмотрим охранные устройства с дистанционным
управлением на инфракрасных лучах, позволяющие отключать сигнализацию, не
прикасаясь к автомобилю, и отказаться от задержки перехода системы в режим
охраны. Времени задержки порой бывает достаточно, чтобы "специалист"
успел открыть капот и отключить аккумулятор, а затем в спокойной обстановке
разобраться с сигнализацией.
Конечно, существуют сканеры отечественного и импортного
производства, с помощью которых путем подбора комбинаций импульсов, их скважности
и периода можно вскрыть код сигнализации на инфракрасных лучах. Поэтому здесь
будут рассмотрены дистанционные охранные устройства на ИК лучах, в которых
используется кодирование информации, основанное на других физических принципах,
не доступных современным сканерам.
Автосторож
на инфракрасных лучах
Это система дистанционного управления с частотным кодированием
и длительным воздействием на фотоприемник. Конечно, частотное кодирование - это
не верх совершенства, но, тем не менее, действует эффективно. Для того, чтобы
частота сканера в определенный момент случайно не совпала с частотой
автосторожа, используется 2-х секундная временная задержка, что практически
полностью исключает случайный подбор частоты.
В состав автосторожа входит пульт дистанционного управления на
инфракрасных светодиодах типа АЛ107Б, выполненный по известной схеме. Также в
состав автосторожа включена часовая микросхема К176ИЕ12 и кварцевый резонатор Q
1 с частотой 32768 Гц для формирования временных интервалов.
Основные
технические характеристики устройства:
Время перехода в режим охраны, с 20
Продолжительность звучания сигнала тревоги, с 40
Частота прерывания сигнала тревоги, Гц 1
Время задержки срабатывания сигнализации, с 2
Ток потребления в режиме охраны не более, мА 10
Размеры печатной платы, мм 60х65
Размеры пульта управления, мм 25х30
Пульт включает в себя мультивибратор на элементах DD 1.1 - DD
1.3, инвертор DD 1.4, импульсный ключ на транзисторах VT 1, VT 2 и инфракрасные
светоизлучающие диоды VD 1, VD 2. Регулировка частоты мультивибратора
осуществляется подбором сопротивления резистора R 1. Печатная плата пульта
управления приведена беспечит длительное его использование.
Автосторож содержит счетчик-формирователь временных интервалов
на микросхеме DD 2, два триггера на элементах DD 1.3, DD 1.4 и DD 3.2, DD 3.3,
приемное устройство на микросхеме DD 4 с фотодиодом VD 6 и ключ на транзисторах
VT 2, VT 3.
При включении питания устройства тумблером SA 1 (перед выходом
из салона автомобиля) конденсатор C 1 своим зарядным током устанавливает
счетчики микросхемы DD 2 в исходное нулевое состояние. На выводе 10 микросхемы
DD 2 в это время лог. "0", который поступает на вход элемента DD 3.4
и открывает его.
С вывода 6 микросхемы DD 2 импульсы частотой 2 Гц проходят
элемент DD 3.4 и поступают на тактовый вход С (вывод 7) счетчика DD 2. В то же
время, нулевой уровень на выводе 10 микросхемы DD 2, проинвертированный
элементом DD 3.1, блокирует триггер, собранный на элементах DD 3.2 и DD 3.3, и
запрещает прохождение сигнала с контактных датчиков SB 1 - SBn , подключенных к
катоду диода VD 3, через транзистор VT 1 на элементы DD 1.1 и DD 1.2. В таком
состоянии сторож находится до тех пор, пока счетчик DD 2 не сосчитает 39
импульсов с частотой 2 Гц. Это время, равное 20 с, дает владельцу автомобиля
возможность выйти из салона и закрыть все двери.
По истечении этого времени на выводе 10 счетчика DD 2
появляется единица, которая закрывает элемент DD 3.4 и запрещает поступление
счетных импульсов частотой 2 Гц на счетный вход C DD 2. Этот же сигнал (лог.
"1"), поступая на входы элемента DD 3.1, разблокирует триггер на
элементах DD 3.3, DD 3.2, и схема переходит в режим охраны автомобиля.
В качестве контактных датчиков можно использовать дверные
выключатели автомобиля. Такие же кнопочные выключатели можно поставить на капот
и на крышку багажника. Каскад на транзисторе VT 1 служит инвертором и
одновременно предохраняет микросхему DD 3 от выхода из строя при подаче на ее
вывод 1 положительного напряжения в то время, когда питание автосторожа
выключено.
При срабатывании одного из контактных датчиков SB 1 - SBn
катод диода VD 3 замыкается на землю, транзистор VT 1 закрывается и на его
коллекторе устанавливается положительный потенциал, который переключает триггер
на элементах DD 3.3, DD 3.2.
При этом на его выводе 4 устанавливается уровень лог. " I
". С выхода инвертора DD 1.1 лог. "0" поступает на вывод 1
элемента DD 1.2 и открывает его. С вывода 4 счетчика DD 2 секундные импульсы
через элемент DD 1.2 поступают на вывод 7 счетчика DD 2 и ключ на транзисторах
VT 2 и VT 3, который включает реле звукового сигнала К1. Счетчик DD 2
отсчитывает 39 импульсов, поступающих на вывод 7, и через 40 с устанавливается
в нулевое состояние (на выводе 10 - лог. "0"). Затем по описанному
выше сценарию следует 20-ти секундная задержка (как при включении питания), и
схема снова переходит в режим охраны.
Для выключения автосторожа используется пульт управления,
который излучает импульсы в ИК диапазоне. Фотоприемник, состоящий из фотодиода
VD 6 и резонансного усилителя на элементах DD 4.1 - DD 4.3, принимает сигнал от
дистанционного пульта управления. Частота, на которую реагирует устройство,
устанавливается элементами контура L 1, C 9. Его резонансная частота должна
соответствовать частоте мультивибратора пульта. С резонансного усилителя сигнал
поступает на формирователь постоянного напряжения. При соответствии частот
контура L 1, C 9 и мультивибратора пульта управления на выводе 10 элемента DD
4.5 появляется уровень лог. " I ". Для исключения срабатывания
автосторожа при случайном совпадении частот устройства и сканера цепью R 19, C
11 формируется временная задержка длительностью 2 с.
После заряда конденсатора C 11 сигнал поступает на вывод 8
триггера на элементах DD 1.3, DD 1.4, который на выводе 11 формирует
положительный импульс, поступающий на выводы 5, 9 микросхемы DD 2, и обнуляет
счетчик. Момент выключения устройства индицирует светодиод HL 1.
Печатная плата автосторожа приведена на рис. 4.30. Катушка L 1
намотана на сердечнике СБР-23 и содержит в зависимости от частоты от 100 до 500
витков (от 16 кГц до 5 кГц, соответственно) провода ПЭВ-1 0,1 мм . Для питания
микросхем в схеме используется стабилитрон VD 5 типа KC 210 с напряжением
стабилизации 10 В.
Настройка автосторожа сводится к установке частоты контура
элементами L 1, C 9 и сопряжения с ней частоты мультивибратора пульта
дистанционного управления подбором сопротивления резистопа R 1, добиваясь
надежного и устойчивого срабатывания устройства.
|