Электронный выключатель
массы
Многие
автолюбители спешат установить в своем автомобиле так называемое устройство для
отключения "массы", с помощью которого, не снимая клемм, аккумулятор
легко отсоединяется от бортовой электросети. Сложного здесь ничего нет - нужно
лишь приобрести в магазине один из имеющихся в продаже механических
отключателей и закрепить его. в каком-нибудь подходящем месте под капотом.
Есть и
отключатель РАД-1 с дистанционным управлением, который избавит вас от
необходимости каждый раз открывать капот. Правда, само управляющее устройство
все же остается под напряжением, а для отключения "массы"
непосредственно из салона автомобиля туда необходимо прокладывать длинный
"минусовый" кабель и сверлить под него отверстие в щитке моторного
отсека.

Предлагаемвниманию читателей схему электронного отключателя "массы", не
имеющего механических контактов и потому более надежного и долговечного.
Кроме
того, данное устройство может использоваться и как противоугонное. Электронный
отключатель "массы" состоит всего из двух полупроводниковых приборов:
тринистора V2 (см. электрическую схему) и полупроводникового диода V1.
Первый
выполняет роль электромагнитного реле, срабатывающего при наличии даже
кратковременного импульсов на управляющем электроде. Такой сигнал можно подать,
замкнув. микровыключатель S1, установленный в салоне.
Тогда
тринистор V2 откроется, его сопротивление станет мало, и через прибор может
протекать значительный ток. Однако тринистор пропускает ток лишь в одном
направлении - от аккумуляторной батареи в бортовую сеть. А чтобы аккумулятор
мог подзаряжаться от генератора параллельно тринистору, но в обратной по
отношению к нему полярности, включен диод V1.
В
конструкции электронного блока: 1 - микровыключатель, 2 - накидная клемма, 3 -
уголок 4 - диод, 5 - тринистор. Вариант конструкции электронного выключателя
"массы" показан на рисунке. Оба полупроводниковых прибора установлены
на дюралевом уголке размером 50Х50Х3 мм, длиной 100 мм . На одной полке в нем
необходимо просверлить два отверстия - 21 мм для тринистора и 62 мм для диода
средней мощности. На другой попке уголка просверлите отверстие под размер болта
крепления к кузову автомобиля. Все электрические соединения выполните
многожильным монтажным проводом, а к выводу катода тринистора подсоедините с
помощью кабеля в металлической оплетке накидную клемму аккумулятора. Оплетку
затем обмотайте изоляционной лентой,
Готовое
устройство поместите в металлический кожух и покрасьте его нитроэмалью под цвет
автомобиля. Чтобы не сверлить в кузове автомобиля отверстие для управляющего
провода, отыщите держатели, крепящие тормозную трубку к моторному отсеку, и
аккуратно выбейте донышко. Вы получите 5-мм отверстие между моторным отсеком и
салоном, через которое и пропустите управляющий провод. Отверните винты чехла,
закрывающие рулевую колонку, просверлите в нем отверстие нужного диаметра и
установите микровыключатель. К одному его выводу подсоедините управляющий
провод, ко второму - провод, идущий; на "массу".
|