Как подобрать сабвуфер для автомобиля
Если вы
твердо намерены добиться самого лучшего звука в автомобиле, вам не обойтись без
сабвуфера. Сабвуфер обеспечивает достижение глубокого, громкого баса, делая
акустическое оформление автомобиля законченным и безукоризненным.
Многие
авторитетные журналы рассказывают о сабвуферах, тестируют различные модели
известных марок, выбирая из них победителя. Но так ли важно для обычного
потребителя, что некий сабвуфер получил высший балл в результате проведенных
тестов? Ведь тестируются в основном модели таких гигантов, как KENWOOD,
PIONEER, SONY, не говоря уж о производителях Hi-Fi аппаратуры - MTX, JL Audio и
др. Они настолько хороши, что большой разницы в их звучании
среднестатистическому уху просто не ощутить. Так что, если вы не собираетесь
участвовать со своим автомобилем в конкурсах на лучшую автоакустику, то
стоимость музыки в машине не должна превышать 20% от стоимости автомобиля. И
как бы не сопротивлялись ценители хорошего автозвука - точкой отсчета должен
быть именно автомобиль. Вряд ли стоит покупать мощный дорогой сабвуфер, чтобы
озвучить и без того поющие детали салона продукта отечественного. Поэтому
рекомендуется к применению эта стандартная для многих система расчета стоимости
установки аппаратуры: если Вы купили автомобиль за 1500 долларов США, на
музыкальное оформление не стоит тратить больше 300 долларов v те самые 20%.
Сабвуферы
бывают двух видов: активные и пассивные. Активные сабвуферы, в отличие от
пассивных, имеют встроенный усилитель. При этом вам продается некий набор
"быстрого приготовления c готовностью к употреблению", т.е. вам стоит
только подключить два контакта от головного устройства, и система готова к
работе. При этом отсутствует необходимость в согласовании компонентов (головное
устройство - усилитель - сабвуфер). Однако у активных сабвуферов есть свои
минусы, а именно: при их изготовлении применяются более простые и дешевые
компоненты, что неминуемо сказывается на качестве звука. К активным сабвуферам
относятся такие модели как KENWOOD KRC-WA82RC, PIONEER TS-WX205A, PANASONIC
EAB-12132J, Earthquake ASB 10, Lanzar HWT-8.
Для
подключения пассивного сабвуфера необходимо выбрать усилитель, дающий при
мостовом включении ту же мощность, которая указывается в паспорте данного
сабвуфера как номинальная. Теперь о типах и конструктивных особенностях
представленных на современном рынке сабвуферов.
Выделяют
четыре типа сабвуферов:
1.
cабвуферы закрытого типа, имеющие герметичный корпус (closed);
2.
сабвуферы фазоинверторного типа (vented), характеризуются наличием
фазоинвертора - щели или трубы, служащей для настройки частотной характеристики
компонента в области низких частот;
3.
сабвуферы полосового типа (bandpass) v отличаются от вышеперечисленных тем, что
сам динамик убран внутрь корпуса сабвуфера, а звук излучается через
фазоинвертор;
4.
сабвуферы с пассивным радиатором имеют второй динамик, служащий, по большей
части, для понижения общей резонансной частоты громкоговорителя.
Сабвуферы
типа vented более эффективно обеспечивают громкое и глубокое звучание, чем
closed, но и стоят дороже.
Третий тип
сабвуферов хорош тем, что помогает обойтись без кроссоверов, выполняя роль
фильтра, пропускающего сигналы с частотами в определенной полосе и подавляющего
всё вне данного диапазона. Но минус у него тот же, что и у сабвуферов типа
vented - усложнение и, как следствие, удорожание конструкции.
Сабвуферы
c пассивным радиатором распространены мало и эффективны только при ювелирной
настройке в автомобиле выше среднего класса. Громкость всех видов и типов
сабвуферов во многом зависит от положения компонента во внутреннем пространстве
автомобиля.
Существующие
автомобили по конструкции кузова можно разделить на три основных типа:
1. седаны
(к ним относятся вся ВАЗовская "классика", ВАЗ-21099 и Волга 3110);
2.
хэтчбэки (небольшие двухобъемные автомобили). К этому типу относятся ВАЗ
2108-09, Москвич 2141;
3. кузова
типа универсал (большие двухобъемные автомобили), например, ВАЗ-2104.
У седана
динамик и порт направлены прямо на заднее сиденье, причем рекомендуется
оставлять небольшой зазор величиной до 8 см между сабвуфером и спинкой заднего
сиденья. Во многих автомобилях (ВАЗ 2106-2107) на спинке заднего сиденья есть
подлокотник. Идеально было бы направить сабвуфер динамиком в эту часть сиденья,
так как при этом достигается максимальное проникновение в салон звука без
видимого урезания частотного спектра (эффекта "приглушения и
гулкости", свойственного большим корпусным сабвуферам).
У
автомобилей с кузовом хэтчбэк максимальные результаты по звуковому давлению
достигаются при направлении динамика сабвуфера и порта фазоинвертора в сторону
багажника или вверх. В результате достигается необходимое отражение звука, при
котором звук проходит не через заднюю спинку сиденья, а через верхнюю полку.
В третьем
случае (с кузовом универсал) сабвуфер направляется динамиком и фазоинвертором
назад.
Отдельно
стоит отметить компактные сабвуферы. Они интересны тем, что вносят минимальные
изменения в интерьер автомобиля, располагаясь чаще всего в скрытых от
постороннего взгляда местах, что в современной России очень актуально в связи с
процветающими кражами автоаудиоаппаратуры. Небольшие модели сабвуферов можно
без особого труда разместить под передними сиденьями или в полости торпеды над
нишей для ног переднего пассажира.
Сторонников
и любителей у этого отдельного типа сабвуферов множество. Их привлекают
многочисленные плюсы, а именно: простота установки, незаметность, относительная
дешевизна, маленькие габариты, позволяющие экономить полезный объем багажники и
др. Но стоит отметить и характерный для компактных сабвуферов минус -
применение динамика меньшего диаметра (12 -13 см ), чем в стандартных
сабвуферах.
Чтобы
достигнуть необходимую "низость" частот динамика, не увеличивая его
размеры, конструкторы применяют разнообразные технические разработки: новые
формы корпуса, наполнение внутреннего объема минеральной ватой, компрессионный
режим работы динамика и т.п. И все же компактный сабвуфер играет не слишком
громко. Именно поэтому не стоит ставить его в задней части автомобиля - вы его
просто не услышите. Среди компактных сабвуферов наибольшей популярностью
пользуются PANASONIC EAB-1213J, Blaupunkt CMS-265, PIONEER TS-WX50, RCF BL 130.
Стоит
отдельно остановиться на оригинальных по конструкции сабвуферах, таких как
указанный выше компактный сабвуфер PIONEER TS-WX50. Он предназначен для
установки в запасное колесо автомобиля. И хотя задумка сама по себе весьма
оригинальная, но реального применения ей найти трудно.
Дело в
том, что на типичных хэтчбэках и седанах, когда запасное колесо находится в
специальной нише под толстым ковриком, его будет просто не слышно, а в седанах
типа ВАЗ-2106-07 звук не сможет дойти от вертикально расположенного колеса -
опять же не хватит мощности. Да и эксплуатация такого сабфувера создает
достаточно много трудностей.
В
заключение стоит отметить, что ваш выбор сабвуфера будет напрямую зависеть от
того, чем вы хотите пожертвовать - деньгами, временем или внутренним
пространством вашего автомобиля. Можно поступить иначе - обратиться к
профессиональным установщикам автоаудиоаппаратуры, и они по вашему заказу
сделают не только индивидуальный сабвуфер, но и идеально-гармоничную
музыкальную систему в вашем автомобиле. Все опять же зависит от суммы, которую
вы готовы потратить.
|