Электронное реле включения вентилятора системы охлаждения
с возможностью регулировки момента срабатывания
Задача
была создать дешево, надежно, быстро, без редких элементов. Подошел коммутатор
от бесконтактной системы зажигания автомобиля ГАЗ. В любом таксопарке,
автохозяйстве, автосервисе или гаражах найдется сгоревший коммутатор. Только
подойдет коммутатор 130, а не новой конструкции 131. Определяем неисправность
по схеме

Рис. 1 Схема коммутатора (нумерация
элементов отличается от заводской)
В 95%
случаев в коммутаторе сгорает выходной транзистор КТ848. Заменяется на такой же
или любой NPN средней мощности ( КТ815, КТ817, КТ819, КТ808 и тд) с любой
буквой. Транзистор при сборке устанавливается на штатный радиатор коммутатора.
Теперь главное переделать схему с максимальным использованием элементов уже
установленных в коммутаторе.

Рис. 2 Схема электронного термореле
(нумерация совпадает с Рис.1)
Прицип
работы прост: при увеличении температуры уровень сигнала на датчике уменьшается
и когда потенциал на движке R** станет меньше напряжения стабилизации
стабилитрона V** закроется транзистор V4 и откроются транзисторы V5 V6,
включится реле и своими контактами включит двигатель вентилятора. Частое
переключение реле исключается за счет гистерезиса реле v ток отпускания меньше
тока срабатывания. При малом гистерезисе реле в схему добавлено сопротивление
R3, чем меньше номинал сопротивления тем больше разница температур
включения-отключения, но меньше 50 кОм ставить не рекомендуется из-за
возможности возбуждения. R** - подстроечное сопротивление, лучше
многооборотное. (номинал 2 v 10кОм). Закрепить на плате, В копусе сделать
отверстие для доступа к регулировке сопротивления. V** - любой стабилитрон на
3,5 - 5,1 вольта (не более 6.5 V) желательно с малой зависимостью от
температуры. R3 v определяет гистерезис переключения ( номинал 50кОм v 1МОм),
но можно обойтись и без него, гистерезиса исполнительного реле должно хватить.

Рис. 3 Схема подключения
Диод и
соединение на датчик перегрева нужен в случае отказа чего-то, то при перегреве
двигателя срабатывает датчик перегрева (на радиаторе) и включится вентилятор.
Налаживание
устройства производится на автомобиле - прогреть двигатель до рабочей
температуры и сопротивлением выставить уровень срабатывания реле. Данная схема
безотказно эксплуатировалась несколько лет. При монтаже надо учитывать, что
устройство будет эксплуатироваться в условиях повышенной температуры и
вибрации. У данной схемы существуют недостатки:
1.
температурная зависимость параметрами стабилитрона, транзисторов, что приводит
к изменению точки переключения на 3 градуса.
2. при
переключении исполнительного реле возникают довольно сильные помехи (слышно в
магнитоле).
|