Прибор для установки угла опережения зажигания
Точная
установка момента зажигания горючей смеси в цилиндрах двигателя автомобиля -
процесс кропотливый, требующий определенного навыка и больших затрат времени.
Описываемый ниже прибор позволяет быстро и легко выполнить эту операцию в любых
условиях.
Действие
прибора основано на использовании стробоскопического эффекта. Если мгновенными
вспышками света, синхронизированными с импульсами высокого напряжения на
запальной свече первого цилиндра, освещать установочные метки на ободе маховика
и корпусе работающего двигателя, то подвижная метка будет зрительно казаться
неподвижной. Если угол опережения выставлен неверно, то по взаимному
расположению меток легко определить, в какую сторону и на сколько необходимо
повернуть планку регулятора угла опережения зажигания.
Схема
прибора изображена на рис. 1. Источником света в приборе служит импульсная
фотолампа H1. Прибор питается от аккумуляторной батареи (напряжением 12 В, с
корпусом соединен минусовой вывод) автомобиля, двигатель которого регулируют.
Напряжение питания, необходимое для работы лампы (около 250 В), дает
преобразователь на транзисторах V1 и V2 и трансформаторе Т1 и выпрямитель на
диодной сборке V3. Поджигающий импульс снимается со свечи первого цилиндра
через ограничительные резисторы R4-R6.

рис. 1
Трансформатор
намотан на магнитопроводе Ш 16Х20. Обмотки / и /// наматывают одновременно в
два провода ПЭВ-2 0,5, число витков-21. Таким же образом наматывают и обмотку
// (7 витков провода ПЭВ-2 0,15), причем начало одной полуобмотки нужно
соединить с концом другой-это соединение будет служить отводом. Обмотка IV
содержит 500 витков провода ПЭВ-2 0,2. Конденсаторы С2 и С3- бумажные на
рабочее напряжение не менее 400 В. Транзисторы V1 и V2 желательно подобрать
близкими по параметрам. Резистор R1 проволочный, остальные- МЛТ.
Конструктивно
прибор состоит из двух узлов: осветителя и переходника. Внешний вид осветителя
показан в заголовке статьи. Он выполнен в виде пистолета. В футляре размещены
все детали прибора, кроме резисторов R4-R6. Основанием, на котором установлены
детали осветителя, служит металлическая фигурная пластина, расположенная в
футляре вертикально. Размещение деталей на пластине показано на рис. 2. Спереди
размещен рефлектор с импульсной лампой (использован без переделки от
фотовспышки "Луч-70"). Кнопка S1 прибора смонтирована в ручке. Футляр
склеен из листового пластика.

Рис. 2. Вид на монтаж осветителя: 1 - рассеиватель.
2 - рефлектор с импульсной лампой, 3 - накопительные конденсаторы,
4 - теплоотводы, дюралюминий. 5 - транзисторы, 6 - электролитические
конденсатор К50-6, 7 - монтажная плата, стеклотекотолит,
8 - диодная сборка КЦ402И, 9- пластина-основание, дюралюминий.
10 - трансформатор. 11 - резистор МЛТ-23,6 к
Устройство
переходника показано на рис. 3. В корпусе 3, выточенном в виде трубки из
твердого теплостойкого изоляционного материала (текстолита, гетинакса),
смонтированы резисторы R4-R6. Провод, соединяющий переходник с осветителем,
должен быть с изоляцией, рассчитанной на напряжение не менее 15 кВ.

В
радиальном отверстии корпуса переходника смонтирован стальной стержень 4, оканчивающийся
с нижнего (по рис. 3) конца пружинным зажимом для фиксации на выводе запальной
свечи двигателя, а с верхнего-резьбовым наконечником 2, аналогичным по форме
выводу свечи.
Правильно
собранный прибор налаживания не требует. Работают с прибором в следующем
порядке. Со свечи первого цилиндра (при остановленном двигателе) снимают
контактный колпак, надевают на ее вывод переходник прибора и на переходник
надевают колпак свечи.
Подают
питание на прибор (вилку шнура питания прибора включают в розетку бортовой сети
автомобиля). На кожухе маховика снимают крышку смотрового окна и запускают
двигатель. Нажимают на кнопку включения прибора и направляют его свет на
маховик. Если метки на маховике и корпусе двигателя не совпадают, смещают
планку регулятора угла опережения зажигания до совпадения меток. Затем
двигатель останавливают и отключают прибор.
|