|
Бортовая система контроля с речевым выводом информации
Современные
автомобили оснащены большим количеством информационно-указательных приборов и
сигнальных ламп, предназначенных для контроля работоспособности их основных
систем. Однако получаемая с их помощью визуальная информация, с одной стороны,
требует отвлечения внимания водителя от контроля дорожной ситуации, а с другой
- не достаточно удобна и не всегда может быть вовремя замечена. Эта проблема
особенно актуальна для автолюбителей с небольшим водительским стажем, а
последствия ее могут быть весьма серьезны.
Например
не вовремя замеченные показания указателя температуры двигателя о перегреве
могут привести к выходу его из строя и, как следствие, к большим финансовым
затратам. Не менее неприятными могут оказаться и незамеченные отказы других
узлов автомобиля, таких как тормозная и смазочная системы, генератор, задние
сигнальные фонари и т.д.
Предлагаемая
вниманию читателей "говорящая" бортовая система контроля (БСК)
предназначена для использования в отечественных и импортных автомобилях и
выдает информацию об обнаруженных неисправностях в речевой форме. Сообщения
выдаются мужским или женским голосом (в зависимости от используемой программы и
прошивки "речевого" ПЗУ), а качество речи соответствует
"телефонному" по классификации Windows Sound System.
Несколько
экземпляров данного устройства более года эксплуатировалось на легковых
автомобилях различных марок и показало высокую надежность и эффективность.

Puc.1
Устройство
(рис.1) реализовано на базе однокристальной микроЭВМ КР1816ВЕ35. Микросхема DD6
выполняет функции формирователя шины адреса, а DD7 - внешней памяти программ.
Порт P1 ОМЭВМ DD10 используется для формирования старших адресов
"речевого" ПЗУ DD11, в котором содержится оцифрованная и определенным
образом сжатая речевая информация. Младшие разряды порта P2 ОМЭВМ используются
для адресации ПЗУ программ DD7, а старшие разряды этого порта совместно с ИС
DD13 и DD8.4 - для выбора внешних устройств: ПЗУ речи DD11, коммутатора входных
данных DD3-DD5 и регистра звукового тракта DD12. На логических элементах DD8.1,
DD8.2, DD9.1, DD9.4 выполнен генератор импульсов частотой 7 кГц, использующихся
в качестве тактовых при выводе речи.
Интерфейсная
часть схемы, обеспечивающая сопряжение коммутатора данных DD3-DD5 с системой
электрооборудования автомобиля и приведение входных сигналов к ТТЛ-уровням,
реализована на ИС DD1, DD2 и DA2. При этом операционные усилители DA2.1, DA2.2
осуществляют сравнение сигнала датчика температуры с уставками, задаваемыми
резисторами R7 и R11, на микросхеме DD2 реализован формирователь импульсов
нормированной длительности из входных импульсов зажигания, а элементы ИС DD1
работают как преобразователи уровня и пороговые элементы.
Как видно
из представленной на рис.1 схемы, из 18 входных линий коммутатора данных
DD3-DD5 задействовано для ввода информации только 10. Остальные входы частично
используются как служебные при настройке устройства, а частично - как резерв
для подключения дополнительных датчиков и развития системы.
Звуковой
тракт устройства включает в себя цифро-аналоговый преобразователь на ИС DA3 и
DA4, фильтр Баттерворта 4 порядка с частотой среза 3 кГц на операционных
усилителях DA5.1, DA5.2 и усилитель низкой частоты DA6.
Источник
питания БСК выполнен на интегральном стабилизаторе DA1, формирующем напряжение
+5 В, и транзисторах VT1-VT3, которые совместно с элементами VD2-VD4 и С5, С6
обеспечивают инверсию полярности и стабилизацию напряжения питания -5 В. В
качестве управляющих импульсов инвертора полярности используется сигнал CLK,
вырабатываемый тактовым генератором вывода речи.
Настройка
устройства осуществляется с помощью подстроечных резисторов:
R7 -
настройка на температуру, при которой выдается фраза "Закрыта воздушная
заслонка";
R11 - настройка на температуру для выдачи фразы "Перегрев двигателя";
R21 - настройка на напряжение срабатывания для фразы "Нет зарядки аккумулятора";
R22 - настройка на напряжение срабатывания для фразы "Отказ регулятора
напряжения";
R24 - регулировка тактовой частоты выдачи речи;
R36 - регулировка уровня громкости.
На рис.2
приведена принципиальная схема одного из трех идентичных каналов блока контроля
работоспособности ламп в задних фонарях. Учитывая параллельность соединения
одноименных ламп, для независимости контроля каждой из них схема
электрооборудования автомобиля дорабатывается путем введения диодной развязки
ламп с помощью VD1, VD3. После такой доработки узел обеспечивает контроль
работоспособности обеих ламп как во включенном, так и в выключенном состоянии.

Puc.2
До тех
пор, пока напряжение на лампы не подано, элементы R1, VD2, LD1 и R3, VD4, LD2
совместно с нитями накала соответствующих ламп образуют делители напряжения.
Так как сопротивления нитей ламп очень малы, падение напряжения на них
незначительно, транзисторы VT1 и VT2 закрыты и на выходе узла присутствует
логическая "1". В случае обрыва цепи любой из ламп соответствующий
транзистор открывается и на выходе узла формируется логический "0" -
признак отказа лампы. Во включенном состоянии ламп, т.е. когда на них подается
напряжение от бортовой сети, контроль их работоспособности осуществляется с
помощью датчиков тока. Датчики представляют собой герконы KD с намотанными на
них обмотками LD. Последние включены последовательно с контролируемыми лампами,
поэтому при протекании по ним тока контакты герконов замыкаются, шунтируя
база-эмиттерные переходы транзисторов. Транзисторы VT1, VT2 находятся в
закрытом состоянии, а выход узла - в состоянии логической "1". При
отказе любой из ламп ток по обмотке соответствующего датчика не протекает,
контакты геркона размыкаются, открывается соответствующий транзистор и
состояние на выходе узла меняется на противоположное.
БСК
подключается к системе электрооборудования автомобиля в соответствии со схемой,
приведенной на рис.3, и работает следующим образом.

Puc.3
После
подачи на устройство напряжения питания при включении зажигания, начинается
сканирование задействованных в системе штатных датчиков автомобиля и выходов
блока контроля работоспособности ламп. Если в течение 5 секунд ни на одной из
входных линий БСК не будет зафиксирован признак отказа, сканирование датчиков
прерывается и устройство переходит к выдаче фразы "Счастливого пути",
выбирая необходимую оцифрованную информацию из ПЗУ речи, после чего опять
возвращается к опросу датчиков. В случае возникновения в процессе последующей
эксплуатации автомобиля на одной или нескольких входных линиях БСК признака
отказа, устройство аналогичным образом выдаст соответствующую фразу
сигнализации. При этом для обеспечения надежности работы устройства и защиты от
ложных срабатываний, активный уровень на входных линиях БСК воспринимается как
признак отказа только в том случае, если он присутствует на линии непрерывно в
течение 3 секунд.
В
большинстве случаев программой предусмотрен двойной повтор фразы для повышения
надежности ее восприятия. Кроме того, с этой же целью каждую фразу предваряет
тональный звуковой сигнал, привлекающий внимание водителя и готовящий его к
приему информации.
Конструктивно
устройство выполнено в виде двух блоков: блока БСК, размещаемого в салоне
автомобиля под приборной панелью, и блока контроля работоспособности ламп,
устанавливаемого в районе задних фонарей.
|
|